Изабелла Юрьева

Изабелла Юрьева

Профессиональный дебют Изабеллы Юрьевой состоялся в 1922 году. Она участвовала в дивертисменте — эстрадной программе перед киносеансом. Вокал, темперамент и внешность начинающей звездочки произвели фурор. О Юрьевой заговорили. Она стала желанной гостьей на первых площадках Москвы и Петрограда. 

Для нее писали лучшие композиторы и поэты. Среди постоянных авторов Юрьевой были корифей жанра, автор неувядающего хита «Дорогой длинною» Борис Фомин, поэты Павел Герман и Оскар Осенин. А на рояле, случалось, ей играл сам Алексей Таскин, бывший аккомпаниатор примадонны императорских подмостков Анастасии Вяльцевой. 

В прессе за Изабеллой Юрьевой постепенно закрепились лестные прозвища Мадам Вечный Аншлаг и Королева Патефона. Расцвет карьеры исполнительницы пришелся на веселое и лихое время нэпа. Тогда в моде был стилизованный цыганский романс, но вскоре политическая ситуация изменилась, а с ней поменялось и отношение комиссаров от искусства к репертуару. Цыганщину запретили — Юрьева осталась без репертуара. 

В период с 1930-го по 1936 годы артистка вообще не выступала публично. Она постоянно обращалась в надзорные органы с просьбой позволить ей петь, обещала изменить программу «в соответствии с требованиями времени». Наконец, власти проявили милость — Изабелла Даниловна вернулась к своему слушателю. 

Вторая половина 1930-х ознаменовалась каскадом ее концертов и записей на пластинки. Свои лучшие произведения Юрьева сохранила для потомков именно в этот период. С началом Великой Отечественной войны, как и большинство эстрадников, артистка стала разъезжать по фронтам, госпиталям и казармам с выступлениями для бойцов. 

Всегда рядом со своей любимой Беллочкой был ее супруг и личный администратор Иосиф Эпштейн. Вместе они прожили сорок шесть лет.