Александр Кутиков

вторник, 7 февраля 2017 г.

Александр Кутиков

Музыкант Александр Кутиков в программе «Живая струна» представил песни с нового альбома «Бесконечно мгновенно», который он записал вместе с группой «Нюанс». А также рассказал нам, как его дразнили в детстве, чьи призраки бродят по знаменитой студии Abbey Road и без какого тоста не обходится ни одно застолье «Машины времени».

Песню «Поворот» называют неофициальным гимном СССР. Почему?

Так пошутил наш друг Владимир Матецкий. Спустя лет десять после написания этой песни он сказал: «Сань, ты понимаешь, что ты написал новый гимн Советского Союза? Что бы ни происходило в нашей стране, эта песня на 100% прикладывается к любой ситуации». Мы пошутили на эту тему и забыли, но, оказывается, где-то кто-то услышал, и фраза разошлась. Конечно, это не гимн, это просто удачная песня. Она была написана, скорее, по поводу того, что происходило у нас в коллективе, в наших головах и душах. Но песня пришлась ко двору, и вот с 1979 года «Машина времени» её исполняет. Думаю, у каждой группы должен быть свой «Поворот». Скажем, у Rolling Stones это Satisfaction...

А у The Beatles какой «Поворот»?

«Битлы» вне категории. Как сказал их музыкальный продюсер Джордж Мартин, недавно ушедший, ему довелось работать с очень разными большими группами, но великая группа была в мире всего одна – это The Beatles.

В мае 2016 года вышел новый альбом «Бесконечно мгновенно». Презентация намечена на 20 апреля 2017 года в клубе «16 тонн». Почему такой разрыв?

Всё время получается одна и та же история. Как только готов к выходу мой сольный альбом, тут же подтягиваются «машинисты». И в этот раз практически одновременно с моим альбомом вышла пластинка «Машины времени». И в то время, когда я должен был готовиться к презентации своего альбома, я сводил альбом «Машины времени». Всё смешалось в кучу: сначала занимался работой над пластинкой «Машины времени», потом было несколько концертов, и на свой альбом времени не осталось. Но совсем не презентовать альбом было бы неправильно, потому что для меня и группы «Нюанс» очень важно сыграть эти песни. И чтобы презентация не выглядела странной, мы приурочили её к выходу альбома на виниле. Мы выпустим виниловую версию, которую отпечатаем в Германии.

Этот альбом вы записывали в альма-матер всех музыкантов – в лондонской студии Abbey Road?

К сожалению, нет. Мы всё записывали и сводили в Москве. Но на Abbey Road Studios я альбом «мастерил». Там есть великий Джефф Пеш – один из лучших мастеринговых режиссёров в мире. Он работал со многими известными исполнителями, у него блестящий слух, он фантастически образован, талантлив и мил как человек. И к нему на мастеринг всегда очередь на 3-4 месяца.

Вам вообще везёт на людей. В своё время вы учились у Виктора Бабушкина – это основа всех основ эстрадной звукорежиссуры нашей страны.

Виктор Борисович научил меня не только профессии, но и как быть хорошим человеком. Сам он был просто фантастическим человеком. В те сложные времена Советского Союза, когда давила огромная идеологическая машина, он, будучи секретарём парторганизации Мосфильма, объяснял мне, как можно существовать в этой системе, не портя себе нервы и добиваясь того, чего хочешь. В этом смысле я считаю его одним из главных своих учителей.

Ну, а Джефф Пеш открыл вам тайну золотого ключика? Почему Abbey Road так звучит?

Abbey Road – студия мистическая. И для тех людей, которые видят мир не только глазами и слышат его не только ушами, открываются интересные дверочки во время, в новые творческие ощущения. На Abbey Road до сих пор не рекомендуют работать ночью, потому что появляются на записи какие-то шумы и голоса, которых не должно быть. Считается, что студию регулярно посещает Элла Фицджеральд и другие музыканты.

Правда, что в эту студию нужно приезжать исключительно подготовленным?

Очень многие музыканты считали, что, приехав на Abbey Road, войдя во вторую студию, где писались The Beatles и многие не только рок-н-рольные исполнители, но и джазовые, стены им помогут. И это так. Но нас предупредили: стены помогают только тем, кто готов. Если студия вас не примет, вы услышите всё безобразие, которое есть в вашей музыке. А если вы будете подготовленными, и студия вас примет, то услышите, насколько хорошо вы можете звучать, а ваше безобразие студия слегка приберёт.

Ваш новый альбом называется «Бесконечно мгновенно». Что вы вложили в это название?

Всё. Всё, что нас окружает, в нашей жизни, в нашем мире – всё это бесконечно мгновенно. Для кого-то это мгновение, а для кого-то – целая жизнь.

Одна из песен на альбоме называется «Рыжий». Чем вдохновлялись, когда её писали?

Во-первых, я сам рыжий, во всяком случае, был рыжим в далёком детстве. «Рыжий, рыжий, конопатый» – так меня дразнили в пионерском лагере. А во-вторых, первая песня The Beatles, которую я услышал в возрасте 14 лет, – Norwegian Wood. Она на три четверти, немножко шотландская. Когда я сделал намётки песни «Рыжий», она тоже получилась на три четверти, и я решил, что она должна быть про меня.

Знаю, что выросли на Патриарших прудах, выросли на улице. И как-то в одном из интервью сказали, что сегодняшним мальчишкам улицы не хватает. Чего именно не хватает? Что вам дала улица?

Улица даёт понять, что своё место в жизни нужно отвоёвывать тем или иным способом. Люди с интеллектом борются интеллектом, остальные – другими способами, в том числе кулаками. Но при этом улица учит уважать людей. Там ценятся люди, – во всяком случае, так было в моём детстве – которые умеют уважать не только друзей, но и врагов. Потому что сегодня вы друзья, а завтра вы враги. Сегодня враги, а завтра – друзья.

А сейчас вам грядёт 65 лет. Ждать ли поклонникам концерт?

Нет, я никогда не устраиваю торжественных концертов по поводу своего дня рождения. Это не в моей традиции. Ну, исполнилось столько-то лет, прошёл ещё один год – ну, и слава Богу. Так же как я не люблю зарабатывать на друзьях, так я не умею и не люблю зарабатывать на своих юбилеях.

Что значит – зарабатывать на друзьях?

Бывает, что во взаимоотношениях между близкими людьми случаются финансовые проекты. Я никогда не участвую в таких проектах, потому что так можно потерять друзей. Всяко случается в бизнесе. А потом узнай твой друг, что ты заработал больше при сделке, он обидится. Я избегаю подобных ситуаций.

А случалось так, что бизнес-партнёр становился вашим другом?

Была пара таких случаев. Но как только я понимал, что бизнес-партнёр стал мне другом, бизнес с ним прекращался.

Как часто бываете в своей любимой Италии?

Италия, безусловно, самая музыкальная страна. Для меня, во всяком случае, потому что я большой любитель классики и большой любитель оперы. Классическая музыка очищает душу. Душа становится светлее и чище. И хочется жить, улыбаясь и раскрыв сердце миру. Но в последнее время мы сменили место обитания с Италии на Испанию. И там я кое-что придумываю. Очень многие темы, которые вошли в альбом «Бесконечно мгновенно», были написаны в Испании. Там же  написана большая часть слов. В Испании легко дышится. Слава Богу, меня там никто не знает. И я могу ходить где угодно и делать что угодно. У нас там есть небольшая квартира, в которой живёт моя дочь. Недавно она закончила магистратуру, сейчас готовится стать адвокатом, проходит специальный курс и учится по онлайн-программе в Гарварде на юридическом факультете.

При этом у вашей дочери абсолютный слух. Гены берут своё?

Недавно, приехав в Испанию на Новый год, с удивлением для себя обнаружил, что дочь стала слушать классику. Она перестала слушать то, что слушала до этого, и теперь консультируется у меня по поводу классических произведений. Мы с ней переписываемся, делимся ощущениями, пересылаем друг другу варианты в исполнении разных оркестров, я ей объясняю, почему вот эта версия лучше. Ей это всё интересно, и она так же очищается классической музыкой, как и я. У дочери сейчас большая нагрузка – и умственная, и психологическая – а классика даёт ей возможность отдохнуть.

Давайте закончим интервью хорошим тостом. Знаем, есть у вас такой есть.

За группу The Beatles, которую такую замечательную работу придумала! Это наш старый тост, который произносился на каждом застолье «Машины времени». Вот уже почти 50 лет.

Включен режим премодерации