История песни: «Пять минут»

пятница, 27 декабря 2013 г.

История песни: «Пять минут»

«Пять минут» или «Песенка про пять минут» входила в саундтрек первого советского новогоднего мюзикла «Карнавальная ночь», вышедшего в 1956 году. Правда, в те времена слов «саундтрек» и «мюзикл» еще не знали, что совершенно не помешало авторам создать подлинно народное произведение. 

Для режиссера Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» была дебютом в художественном кино. Юный Эльдар Александрович мечтал о драмах и трагедиях и долго отнекивался от съемок легкомысленной комедии. К счастью, «Мосфильмом» тогда руководил Иван Пырьев, он всячески помогал начинающему кинематографисту и, в частности, порвал четыре рязановских заявления об уходе из проекта. 

Пырьев также лично курировал создание песен для «Карнавальной ночи» — у самого Рязанова, как он вспоминал в своей книге «Неподведенные итоги», отношения с музыкой были сложными — любовь к ней сочеталась у него с полным отсутствием слуха. В юности он самоотверженно учился играть на гитаре, но даже преподаватель советовал Рязанову петь погромче, чтобы не было слышно аккомпанемента. 

В итоге музыкальные темы для фильма заказывал Иван Пырьев, а Эльдар Рязанов придумывал, как сделать из них кинематографические номера. Композитором на картине работал Анатолий Лепин, тексты песен писали Вадим Коростелев и Владимир Лившиц (первый сочинил про «Хорошее настроение», второй — слова финальной песенки «Пять минут»). 

Будущую главную звезду «Карнавальной ночи» Людмилу Гурченко Рязанов считал «слишком манерной», а Пырьев — чересчур «кривляющейся»: разубедил их только бешеный успех, который принесла картине исполнительница роли Леночки Крыловой. 

В сценарии исполнение финального номера описывалось короткой строчкой: «Лена Крылова поет песенку-приветствие». Сначала режиссер, композитор и поэт придумали тему песни, затем решили описать в тексте, что можно успеть за пять минут. Потом возникла идея начать концертный номер за пять минут до начала Нового года, после чего закономерным образом придумали, что песня должна длиться пять минут и заканчиваться боем курантов. 

Профессионалы Лепин и Лившиц быстро привели музыку и текст в соответствие с задуманным, а Рязанов с художниками решили сделать декорацию в форме гигантского будильника, в начале песни показывающего без пяти двенадцать. Музыканты оркестра Эдди Рознера располагались на циферблате, знаменитый ударник Борис Матвеев — на кнопке звонка, а Гурченко выходила из часов и исполняла эту песню в зале, среди публики. Кстати, музыкантам Рознера произведение сначала совсем не понравилось. 

Как вспоминал Юрий Саульский, они ожидали чего-то джазового или хотя бы шансонно-французского, а композитор принес «старомодную мелодию, похожую на немецкие шлягеры 30-х годов». На первой репетиции Саульский даже воскликнул: «Неужели Лепин не мог что-нибудь пооригинальнее придумать?» 

При этом все, кроме Саульского, знали, что полный человек, севший за рояль — и есть Анатолий Лепин. После неловкой сцены оркестр записал произведение особенно вдохновенно, а после премьеры песня так понравилась зрителям, что о ее недостатках никто уже не вспоминал. 

«Пять минут» и по сей день служит неизменным саундтреком к новогодним торжествам, и после Людмилы Гурченко кавер-версии композиции записали еще десятки исполнителей. 

Фото: kino-teatr.ru / кадр из к/ф «Карнавальная ночь» (1956 год, Мосфильм)