История песни: «Письмо матери»

воскресенье, 16 ноября 2014 г.

История песни: «Письмо матери»

Музыка: Василий Липатов 

Слова: Сергей Есенин 

Так получилось, что «поэтом-песенником» Сергей Есенин стал незадолго до смерти: именно в последние два года жизни он написал большинство ярких и отчаянных стихотворений, которые потом стали песнями и романсами.

 Из цикла «Москва кабацкая» 1923 года на музыку были положены «Забава» и «Я обманывать себя не стану…» («Я московский озорной гуляка»). Последующие два года до трагической гибели в декабре 1925-го вместили срывы и раскаяния, лечение в психиатрической клинике и невероятные стихи — «Письмо матери», «Мы теперь уходим понемногу…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Письмо к женщине», «Отговорила роща золотая», «Ты меня не любишь, не жалеешь», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший», «До свиданья, мой друг, до свиданья» и др. 

Многие из них были позже положены на музыку, а литературные критики объяснили, что весь этот цикл стал своеобразным подведением итогов (а заодно и вершиной творчества поэта).  «Письмо матери» — скорее всего, единственное стихотворение Есенина, которое стало песней при его жизни. Текст был написан в начале 1924 года, и в нем сочетались так характерные для Сергея исповедальное раскаяние с бесшабашной иронией. 

Если в первой строке «ты жива еще, моя старушка?» чувствуется какая-то бравада, то по ходу действия она уступает место сомнениям мятущейся души.  И перед кем еще раскрыться уставшему городскому гуляке, если не перед старушкой-матерью? 

Лирический герой готов стать полным раскаяния блудным сыном, но мы, в отличие от Есенина, знаем дальнейший сюжет: вместо возвращения случилась трагедия в «Англетере», что придало стихотворению дополнительный трагический смысл.  Весной 1924-го «Письмо матери» было опубликовано в журнале «Красная новь». Там его обнаружил композитор Василий Липатов, который был на год с небольшим моложе 28-летнего Есенина. 

Стихотворение так впечатлило Василия, что он сочинил на текст «Письма» романс. История свидетельствует, что от замысла до окончания работы прошел всего один день.  Впоследствии Липатов положил на музыку еще несколько стихов Есенина, но, увы, уже после смерти последнего: «Клен ты мой опавший», «Прощай, моя голубка», «Пой же, пой!», «Несказанное, синее, нежнее» и другие. «Письмо матери» в этом ряду заняло одно из самых почетных мест. Среди исполнителей романса в разные годы были Клавдия Шульженко, Вадим Козин, Юрий Гуляев, Александр Малинин, Сергей Любавин, Григорий Димант, Николай Сличенко, Дмитрий Гнатюк, «Московское трио гитаристов»…  

В некоторых источниках стихотворение и песня называются немного иначе — «Письмо к матери». Нужно сказать, что исполнителей могло быть и больше, но не все решались браться за это произведение. Ведь есенинские строки «ты жива еще, моя старушка» или «не ходи так часто на дорогу в старомодном ветхом шушуне» требуют очень точной интонации, иначе можно скатиться в какую-то пародийную посконность. 

Таким образом, песню брали в репертуар только артисты, уверенные в своей интонации. 

Алексей Мажаев